Основная проблема подмосковных полигонов в том, что подавляющее большинство из них создавалось в 1970–80-х годах, и понятно, что тогда никаких особых технологий не применялось. В лучшем случае изучалась геология и выбирались участки с глинистыми почвами, для того чтобы исключить проникновение фильтрата в землю и грунтовые воды. По современным мировым стандартам мусорный полигон — это серьезное инженерное сооружение, вся площадь которого должна выстилаться специальным многослойным материалом, который как раз и должен этот фильтрат удерживать. Такой системы я не видел ни на одной из подмосковных свалок.
Поступающие на полигон отходы должны контролироваться при въезде по весу, радиационному фону и составу. Так как тарификация услуг полигона в основном идет по весу, первый пункт всегда выполняется, второй — почти никогда: рамки стоят, но обычно не работают. Третий выполняется, как правило, на глазок. Когда мусоровоз, минуя КПП, заезжает на тело полигона, по сути — уплотненную кучу мусора, и разгружается, рядом стоит мастер участка, который визуально определяет состав привезенных отходов. Таким способом можно найти покрышку или другой крупный предмет, но градусник или какие-то иные опасные вещества — почти нереально. После разгрузки к образовавшейся куче отходов приходят еще несколько человек, которые выбирают ценные фракции, дальше эти фракции прессуются и отправляются на переработку. Оставшийся мусор закатывает бульдозер. Откосы тела полигона и мусор в нем обязательно должны пересыпаться инертным материалом: строительной крошкой, бетоном, кирпичом, грунтом, но на практике это не всегда происходит. Особая история — свалочный газ (метан), который по международным стандартам должен отводиться, чтобы избежать возгорания на свалках. К сожалению, действующей системы по отводу метана и его использованию ни на одном из подмосковных полигонов я не видел.
Отдельная, сложная и дорогостоящая задача — рекультивация полигона на стадии завершения эксплуатации. Стоимость этой процедуры, если все делать по технологии, составляет около 30% инвестиционных затрат на полигон. Но, по моим наблюдениям, ни одна из управляющих этим бизнесом компаний не готова тратить такие деньги на завершающей стадии. Усугубляет ситуацию тот факт, что у большинства свалок в Подмосковье уже не раз поменялись владельцы: люди просто приходят заработать быстрые деньги, а не инвестировать долгосрочно. Из всех свалок, с которыми мы работали, самая стабильно функционирующая — «Тимохово» (крупнейший полигон Подмосковья площадью 110 га. — "Ъ"): ее гендиректор, как и юрлицо, не менялись уже много лет, но тарифы здесь выше на 30%, чем в среднем по Подмосковью. Помимо всего, сейчас мы наблюдаем своеобразный конфликт между федеральными и областными структурами, курирующими вопросы размещения отходов. Росприроднадзор по Москве выдает компаниям — образователям отходов разрешительные документы, распределяя тем самым доставку отходов на определенный полигон. Однако на полигон мусоровозы не пропускают, мотивируя это тем, что лимит полигона на текущий год уже выбран. С такой ситуацией мы столкнулись в «Царево» и «Торбеево» уже в июле этого года. Где-то из-за проверок просто перестал отвечать телефон. Большинство полигонов Подмосковья действительно исчерпали свои мощности, причем давно, но мусор продолжал ввозиться — по бумагам заявлялся один объем, сгружалось же намного больше.