Необходимо учитывать и недостатки европейской системы селективного покомпонентного сбора вторсырья: неудобство для населения, относительная сложность, повышенные эксплуатационные расходы на сбор и раздельную транспортировку каждого вида вторсырья; очевидно, что сбор в разные емкости малоценных и неопасных компонентов неоправдан.
Оптимизированная система селективного сбора ресурсоценных компонентов ТКО предполагает не покомпонентный, а пофракционный сбор вторсырья, реализацию принципа «делим на два»: вторсырье собирают в одну емкость и выносят в
спецконтейнер для вторсырья, остаточные отходы – в другую емкость и выносят
в мусоропровод или обычный контейнер. Преимущества – простота (для селективного сбора в квартире нужно иметь две емкости, а не шесть, как в странах ЕС) и более высокая экономическая эффективность.
Фракция вторсырья доставляется на сортировочный комплекс, где сортируется по видам и сортам и готовится к переработке.
При пофракционном сборе экономически выгодно вовлекать во вторичное использование малоценные компоненты (стекло, дерево и др.), увеличивая выход полезной продукции и повышая комплексность использования вторичного сырья.
Планируемый выход вторсырья на этапе ресурсосбережения – 30–40 % по массе (в перспективе 50 %). Подход к решению проблемы ТКО по критериям ресурсосбережения является обоснованным, поскольку ТКО – ре- сурсоценное сырье, пригодное для вторичного использования, а создание ресурсосберегающей системы как составной части в решении проблемы
отходов соответствует требованиям времени и российскому законодательству. Законом «Об отходах…» определены три приоритетных направления государственной политики при обращении с отходами: максимальное использование сырья и материалов; предотвращение образо-
вания отходов; сокращение образования отходов и снижение класса
опасности отходов в источниках их образования. Прямое сжигание всей
образующейся массы ТКО является нарушением действующего законода-
тельства.
Без создания ресурсосберегающей системы селективного сбора ТКО
масштабное выделение из отходов вторсырья невозможно. Для создания системы селективного сбора необходим комплекс мероприятий:
• организация переподготовки и повышения квалификации персонала, занятого в сфере обращения с ТКО;
• организация разъяснительной работы среди населения – целенаправленной и непрерывной (повышение ответственности за качество среды обитания, развитие понимания важности и жизненной необходимости раздельного сбора,
формирование общественного мнения в этой сфере и экологического сознания у
населения);
• организация активного участия населения (разъяснение правил сортировки и наиболее приемлемого способа ее реализации – пофракционного сбора: вторсырье собирают в одну емкость, остаточные отходы – в другую);
• установка на контейнерных площадках необходимого количества
спецконтейнеров для собранных фракций вторсырья (для их последующей доставки на сортировочные комплексы);
• создание современных комплексов по сортировке вторсырья по видам и подготовке вторсырья к переработке;
• организация централизованного управления потоками отходов и втор-
сырья;
• задействование в системе раздельного сбора пунктов платной приемки вторсырья.
В селективном сборе участвуют две стороны – население и муниципальные власти. Успех мероприятия зависит от готовности обеих сторон. Система селективного сбора не заработает, если:
• у людей, занятых в этой сфере (особенно у чиновников муниципальных органов), нет аналитического понимания проблемы ТКО;
• население не подготовлено;
• не установлены в удобных местах спецконтейнеры для пофракционного сбора вторсырья;
• не созданы сортировочные комплексы;
• некому управлять потоками отходов и вторсырья.
Власти должны организовать селективный сбор отходов (решить вопрос о создании материальной базы и отлаженной системы управления потоками отходов и вторсырья, а также представлять данные о собранных и отсортированных отхо-
дах), население – разделить ТКО на два потока (пофракционный сбор вторсырья – наиболее экономичный и реалистичный вариант селективного сбора).
С целью сокращения массы захораниваемых отходов до 15–20 % (выход на достигнутый европейский уровень) остаточные после выделения вторсырья и опасных компонентов отходы (выход – 60–70 %, в перспективе – не более 50 %) должны вовлекаться в комплексную переработку с применением прогрессивных, в том числе термических, технологий.
Состав сырья на входе в термический процесс должен быть оптимизирован по критериям энергосбережения и экологической безопасности:
• термической утилизации должна подвергаться обогащенная горючая фракция отходов определенной крупности (требования конкретного про-
цесса) и теплотворной способности, не содержащая ресурсоценных и
опасных компонентов, таких как отработанные сухие гальваноэлементы,
отслужившие свой срок ртутьсодержащие изделия и т. п.;
• теплотворная способность смеси отходов, поступающих на сжигание, должна быть в пределах 2000–3100 ккал/кг, что обеспечивает стабильность и автогенность процесса;
• содержание в шлаке недогоревшего углерода должно составлять не более 0,3 % (требования к содержанию недожога). В этом случае класс опасности шлака будет не выше IV. Минимизацию экологического риска практических действий и затрат
на их реализацию обеспечивают решения, представленные в виде блок- схемы (см. рисунок):
• своевременное выделение из ТКО ресурсоценных и опасных компонентов;
• механизированная сортировка остаточных отходов с выделением черных металлов и горючей фракции (использование в качестве вторичных
энергетических ресурсов);
• термическая переработка горючей фракции и выработка энергии.
При необходимости для переработки вторсырья и его вовлечения в
хозяйственный оборот может быть создан технопарк, на территории которого сосредоточены современные производства различных фирм по переработке и обработке вторсырья с получением полезных продуктов (полупродуктов) для последующей реализации. В итоге создается отрасль переработки вторичных ресурсов и обеспечивается производство товаров народного потребления из
вторичного сырья.
Работа отдельных производственных участков технопарка базируется
на использовании лучших из доступных отечественных и зарубежных
технологий переработки отходов. По существу, каждый производственный
участок представляет собой самостоятельную технологическую линию
(или несколько линий) с набором комплекса оборудования для сортировки, обработки и переработки твердых отходов определенного вида.
Готовой продукцией технопарка являются:
• черные и цветные металлы;
• полимернаполненные стройматериалы и изделия технического назначения, дробленка и гранулы;
• эковата, волокнистый материал и изделия из него (бугорчатая тара и
пр.);
• дробленое стекло (наполнитель для бетона, использование в производстве стекла);
• древесные гранулы (наполнитель при производстве стройматериалов);
• резиновая крошка и регенерат;
• концентрат цветных металлов (переработка электронного лома);
• компост и биогумус.
Создание технопарков способствует развитию бизнеса и увеличению занятости населения, а также задействованию научно-технического потенциала страны и в целом приведет к улучшению качества среды обитания.
Литература
1. Шубов Л. Я., Борисова О. Н., Доронкина И. Г. Ситуация с отходами в Московском регионе: планы и реалии // ТБО. – 2010. – № 1. – С. 16–21.
2. Шубов Л. Я., Борисова О. Н., Доронкина И. Г. Ситуация с отходами в Московском регионе: планы и реалии // ТБО. – 2010. – № 2. – С. 27–35.
3. Шубов Л. Я., Доронкина И. Г., Борисова О. Н. Оптимизация процессов управления твердыми бытовыми отходами как единая технологическая и экономическая система //
Вест. Ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2009. – № 4. – С. 24–32.
Официальный источник:
научно-практический журнал ТБО сентябрь 2017