← ко всем новостям
05.09.2017
ОПТИМИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ТКО В РФ

Л. Я. Шубов, д. т. н., профессор, член Сообщества экспертов России по
рациональному природопользованию;
О. Н. Борисова, к. т. н., доцент,
И. Г. Доронкина, к. т. н., доцент,
ФГБОУ;ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (РГУТИС)
Вокруг оптимизации комплексного управления ТКО в РФ идет множество дискуссий, рождаются и документы, увы, далекие от совершенства. Стратегия оптимизации комплексного управления ТКО в РФ должна предусматривать поэтапное снижение количества захораниваемых отходов за счет применения определенной последовательности обоснованных технологических действий
при минимальных экологических рисках и затратах, уверены авторы статьи.
Существующая в РФ система управления ТКО не решает проблему минимизации количества отходов, направляемых на объекты захоронения. На свалки вывозится почти вся масса образующихся ТКО. Полигонов катастрофически начинает не хватать. Особенно остро стоит проблема ТКОв Московском регионе и городах ку-
рортных зон.
Причины сложившейся ситуации:
• дефицит профессиональных кадров;
• отсутствие политической воли к цивилизованному решению проблемы ТКО;
• отсутствие научно обоснованного плана действий, отсутствие стратегии решения проблемы ТКО.
Принципиальная задача в сфере управления ТКО – снижение количества захораниваемых отходов (с учетом требований минимизации затрат и экологических рисков). Об актуальности проблемы ТКО и необходимости активизации усилий для ее решения свидетельствует внимание к ней Президента РФ В. В. Путина, подчеркнувшего необходимость создания «эффективной системы управления ТКО» и разработки соответствующей стратегии (поручение Президента РФ Правительству РФ от 10.08.2012 № ПР-2138).

К сожалению, это поручение выполнить не смогли: появившийся документ не может служить руководством к действию и не дает ответа на вопрос, как практически решить проблему ТКО и создать эффективную систему управления отходами. Отсутствие в РФ научно обоснованного плана действий оставляет большой простор для криминала,
коррупции и конъюнктурной деятельности, не позволяет выявить эффективные направления капиталовложений в решение проблемы.

Несмотря на указания Президента РФ и в нарушение действующего законодательства чиновники весьма высокого ранга планируют без какого-либо обоснования массовое сжигание образующихся ТКО. Трехстороннее соглашение о строительстве15 мусоросжигательных заводов подписано между Московской областью, госкорпорацией «Ростех» и японской компанией Hitachi Zosen Inova – в рамках Петербургского экономического форума в 2015 г.

Принципиальное отличие европейской практики управления ТКО от российской заключается в цивилизо-
ванном подходе к обращению с отходами: ими управляют по критериям
экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения. В итоге образуется несколько потоков отходов:
вторсырья, попадающих в ТКО опасных компонентов (отработанные батарейки, термометры, ртутные лампы, аккумуляторы и т. п.) и остаточных отходов. У каждого потока свой путь, свой метод переработки.
Управление качеством и количеством образующихся ТКО на основе их разделения на несколько несмешивающихся потоков позволяет создать систему обращения с отходами, отвечающую современным требованиям природопользования. В
начале XXI в. в ведущих странах ЕС количество захораниваемых ТКО снизилось в пять, десять раз и более, а в США почти в два раза за счет создания эффективной системы обращения с отходами (определенная последовательность принципиальных технологических действий закреплена в странах ЕС законодатель-
но):
• выделение на стадии сбора ТКО ресурсов, пригодных для вторичного материального использования (создание системы селективного сбора и
развитой индустрии вторсырья), и опасных отходов;
• переработка (преимущественно термическая) остаточных отходов с утилизацией энергии;
• захоронение неутилизируемой части ТКО (с соблюдением природоохранных норм).
Если технологические приоритеты поменять местами, эффективную систему управления ТКО создать невозможно. Аналитическая оценка ситуации в сфере управления ТКО в РФ показывает:
• в России не учитывается мировой опыт управления ТКО;
• люди, от которых зависит решение проблемы ТКО, весьма далеки от ее аналитического понимания и не руководствуются государственным подходом к решению актуальных задач;
• без подготовки специалистов, без политической воли к решению проблемы ТКО с позиции государственных интересов и без обоснованной стратегии ситуация не изменится;
• появление на рынке услуг производителей термического оборудования – японских и европейских компаний – преследует лишь одну цель выгодно продать свою супердорогую технологию. В итоге огромные средства будут перетекать из России в другие страны, работая на чужую экономику;
• политика массового строительства мусоросжигательных заводов
(МСЗ) как альтернативы захоронению ТКО ошибочна. Она не соответствует уровню и тенденциям развития мировой практики обращения с отходами, не учитывает высокие затраты на создание и эксплуатацию МСЗ, их недолговечность (по данным практики Москвы – всего 15–20 лет) и в конечном итоге не позволяет кардинально сократить количество захораниваемых отходов.

В Москве за последние 30 лет построено шесть МСЗ, но к 2016 г. осталось всего два. Причем количество захораниваемых ТКО ниже отметки 85–90 % не снижалось: более трех заводов единовременно задействовать не удавалось – пока строили один завод, другой заканчивал свой жизненный цикл. Гонка строительства МСЗ, выгодная «сжигательному» бизнесу, противоречит интересам государства и налогоплательщиков, создавая лишь видимость решения проблемы ТКО, о чем свидетельствует европейский опыт: в Германии 61 построенный завод позволил снизить количество захораниваемых ТКО всего на 25 %, во Франции 130 заводов – на 34 % (данные Eurostat-2005).

Средства нужно вкладывать не в строительство МСЗ, а в решение проблемы
ТКО, учитывая мировой опыт и сводя к минимуму затраты и экологические риски.
Позиция сторонников прямого сжигания ТКО, игнорирующих необходимость сокращения и оптимизации направляемого на сжигание потока ТКО, отвергающих принципы сортировки и подготовки отходов к сжиганию и не учитывающих
требования международных соглашений по сокращению выбросов парниковых
газов, несостоятельна. Она противоречит не только мировому опыту, но и здравому смыслу: выход остатков хорошо отлаженного селективного сбора вторсырья (Нидерланды) и отходов сжигания (шлак, зола) сопоставим – соответственно 35 и 30 %, но при этом затраты на создание МСЗ и их функционирование на порядок выше (не говоря уже об экологических рисках). Термической переработке
должна подвергаться лишь часть ТКО – в основном та фракция, из которой удалены как ценные, так и опасные компоненты. Это существенно снижает капитальные и эксплуатационные затраты, повышает экологическую безопасность производства и
его энергоэффективность (сохранение энергии, сосредоточенной в отходах, более выгодно при их вторичном материальном использовании, чем выработка энергии при их сжигании).
Кардинальное сокращение потока ТКО на захоронение в соответствии
с данными европейского опыта обеспечивает не сжигание, а создание масштабной системы селективного сбора вторсырья и его использование в качестве вторичных материальных ресурсов. В ведущих странах ЕС (Германия, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Швеция и др.) в качестве ВМР используют 40–65 % ТКО, сжигают
25–30 % ТКО, захоранивают 10–15 % ТКО и менее (данные Eurostat-2005).
Страны с развитой экономикой ресурсосбережения являются самыми процветающими в мире. Стратегическая цель оптимизации системы комплексного управления ТКО в РФ – совершенствование системы санитарной очистки как
подотрасли ЖКХ в муниципальных образованиях субъектов РФ на основе
уменьшения количества захораниваемых отходов, не прошедших перера-
ботку, снижения экологических рисков и повышения эффективности
функционирования системы.

Стратегия является базовой основой организации и координации деятельности центральных исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований субъектов РФ в сфере обращения с отходами. Основные стратегические задачи в
сфере управления ТКО:
• снижение количества захораниваемых и сжигаемых отходов при минимальных затратах и экологических рисках;
• усиление управленческих функций в части организации цивилизованного подхода к решению проблемы ТКО (на основе управления ТКО по критериям экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения);
• создание индустрии вторсырья на базе организации рациональной системы селективного сбора ресурсоценных компонентов ТКО;
• создание и развитие системы специализированных производств по сортировке, термической и биотермической переработке отходов, по переработке вторсырья;
• создание системы контроля и учета ТКО, поступающих на объекты обработки, утилизации и захоронения;
• реализация требований технологической эффективности деятельности при обращении с ТКО;
• использование мер экономического стимулирования (льготное кредитование, налоговые льготы) и принуждения в целях сокращения образования отходов и их вовлечения в переработку (опыт европейской практики).

Базовой основой стратегии, отвечающей современным требованиям
экологии, экономики, ресурсо- и энергосбережения, являются обоснованные технологические подходы, позволяющие создать эффективную систему управления ТКО (в соответствии с законодательством и поручением Президента России Правительству России, практически не выполненным) и улучшить качество среды
обитания.
Нужно учесть и то, что деятельность по обращению с отходами в РФ осуществляется в условиях несовершенного законодательства: в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» не обозначены обоснованные технологические
подходы при обращении с отходами, разъяснение основных понятий и определений не выдерживает критики и пр., и это требует внесения в закон изменений.
Решение проблемы ТКО в РФ необходимо начинать с реализации этапа ресурсосбережения – с создания системы селективного сбора вторсырья, доказавшей свою работоспособность в масштабе многих стран.
Необходимо учитывать и недостатки европейской системы селективного покомпонентного сбора вторсырья: неудобство для населения, относительная сложность, повышенные эксплуатационные расходы на сбор и раздельную транспортировку каждого вида вторсырья; очевидно, что сбор в разные емкости малоценных и неопасных компонентов неоправдан.

Оптимизированная система селективного сбора ресурсоценных компонентов ТКО предполагает не покомпонентный, а пофракционный сбор вторсырья, реализацию принципа «делим на два»: вторсырье собирают в одну емкость и выносят в
спецконтейнер для вторсырья, остаточные отходы – в другую емкость и выносят
в мусоропровод или обычный контейнер. Преимущества – простота (для селективного сбора в квартире нужно иметь две емкости, а не шесть, как в странах ЕС) и более высокая экономическая эффективность.
Фракция вторсырья доставляется на сортировочный комплекс, где сортируется по видам и сортам и готовится к переработке.

При пофракционном сборе экономически выгодно вовлекать во вторичное использование малоценные компоненты (стекло, дерево и др.), увеличивая выход полезной продукции и повышая комплексность использования вторичного сырья.

Планируемый выход вторсырья на этапе ресурсосбережения – 30–40 % по массе (в перспективе 50 %). Подход к решению проблемы ТКО по критериям ресурсосбережения является обоснованным, поскольку ТКО – ре- сурсоценное сырье, пригодное для вторичного использования, а создание ресурсосберегающей системы как составной части в решении проблемы
отходов соответствует требованиям времени и российскому законодательству. Законом «Об отходах…» определены три приоритетных направления государственной политики при обращении с отходами: максимальное использование сырья и материалов; предотвращение образо-
вания отходов; сокращение образования отходов и снижение класса
опасности отходов в источниках их образования. Прямое сжигание всей
образующейся массы ТКО является нарушением действующего законода-
тельства.

Без создания ресурсосберегающей системы селективного сбора ТКО
масштабное выделение из отходов вторсырья невозможно. Для создания системы селективного сбора необходим комплекс мероприятий:
• организация переподготовки и повышения квалификации персонала, занятого в сфере обращения с ТКО;
• организация разъяснительной работы среди населения – целенаправленной и непрерывной (повышение ответственности за качество среды обитания, развитие понимания важности и жизненной необходимости раздельного сбора,
формирование общественного мнения в этой сфере и экологического сознания у
населения);
• организация активного участия населения (разъяснение правил сортировки и наиболее приемлемого способа ее реализации – пофракционного сбора: вторсырье собирают в одну емкость, остаточные отходы – в другую);
• установка на контейнерных площадках необходимого количества
спецконтейнеров для собранных фракций вторсырья (для их последующей доставки на сортировочные комплексы);
• создание современных комплексов по сортировке вторсырья по видам и подготовке вторсырья к переработке;
• организация централизованного управления потоками отходов и втор-
сырья;
• задействование в системе раздельного сбора пунктов платной приемки вторсырья.
В селективном сборе участвуют две стороны – население и муниципальные власти. Успех мероприятия зависит от готовности обеих сторон. Система селективного сбора не заработает, если:
• у людей, занятых в этой сфере (особенно у чиновников муниципальных органов), нет аналитического понимания проблемы ТКО;
• население не подготовлено;
• не установлены в удобных местах спецконтейнеры для пофракционного сбора вторсырья;
• не созданы сортировочные комплексы;
• некому управлять потоками отходов и вторсырья.

Власти должны организовать селективный сбор отходов (решить вопрос о создании материальной базы и отлаженной системы управления потоками отходов и вторсырья, а также представлять данные о собранных и отсортированных отхо-
дах), население – разделить ТКО на два потока (пофракционный сбор вторсырья – наиболее экономичный и реалистичный вариант селективного сбора).

С целью сокращения массы захораниваемых отходов до 15–20 % (выход на достигнутый европейский уровень) остаточные после выделения вторсырья и опасных компонентов отходы (выход – 60–70 %, в перспективе – не более 50 %) должны вовлекаться в комплексную переработку с применением прогрессивных, в том числе термических, технологий.

Состав сырья на входе в термический процесс должен быть оптимизирован по критериям энергосбережения и экологической безопасности:
• термической утилизации должна подвергаться обогащенная горючая фракция отходов определенной крупности (требования конкретного про-
цесса) и теплотворной способности, не содержащая ресурсоценных и
опасных компонентов, таких как отработанные сухие гальваноэлементы,
отслужившие свой срок ртутьсодержащие изделия и т. п.;
• теплотворная способность смеси отходов, поступающих на сжигание, должна быть в пределах 2000–3100 ккал/кг, что обеспечивает стабильность и автогенность процесса;
• содержание в шлаке недогоревшего углерода должно составлять не более 0,3 % (требования к содержанию недожога). В этом случае класс опасности шлака будет не выше IV. Минимизацию экологического риска практических действий и затрат
на их реализацию обеспечивают решения, представленные в виде блок- схемы (см. рисунок):
• своевременное выделение из ТКО ресурсоценных и опасных компонентов;
• механизированная сортировка остаточных отходов с выделением черных металлов и горючей фракции (использование в качестве вторичных
энергетических ресурсов);
• термическая переработка горючей фракции и выработка энергии.

При необходимости для переработки вторсырья и его вовлечения в
хозяйственный оборот может быть создан технопарк, на территории которого сосредоточены современные производства различных фирм по переработке и обработке вторсырья с получением полезных продуктов (полупродуктов) для последующей реализации. В итоге создается отрасль переработки вторичных ресурсов и обеспечивается производство товаров народного потребления из
вторичного сырья.

Работа отдельных производственных участков технопарка базируется
на использовании лучших из доступных отечественных и зарубежных
технологий переработки отходов. По существу, каждый производственный
участок представляет собой самостоятельную технологическую линию
(или несколько линий) с набором комплекса оборудования для сортировки, обработки и переработки твердых отходов определенного вида.
Готовой продукцией технопарка являются:
• черные и цветные металлы;
• полимернаполненные стройматериалы и изделия технического назначения, дробленка и гранулы;
• эковата, волокнистый материал и изделия из него (бугорчатая тара и
пр.);
• дробленое стекло (наполнитель для бетона, использование в производстве стекла);
• древесные гранулы (наполнитель при производстве стройматериалов);
• резиновая крошка и регенерат;
• концентрат цветных металлов (переработка электронного лома);
• компост и биогумус.
Создание технопарков способствует развитию бизнеса и увеличению занятости населения, а также задействованию научно-технического потенциала страны и в целом приведет к улучшению качества среды обитания.
Литература
1. Шубов Л. Я., Борисова О. Н., Доронкина И. Г. Ситуация с отходами в Московском регионе: планы и реалии // ТБО. – 2010. – № 1. – С. 16–21.
2. Шубов Л. Я., Борисова О. Н., Доронкина И. Г. Ситуация с отходами в Московском регионе: планы и реалии // ТБО. – 2010. – № 2. – С. 27–35.
3. Шубов Л. Я., Доронкина И. Г., Борисова О. Н. Оптимизация процессов управления твердыми бытовыми отходами как единая технологическая и экономическая система //
Вест. Ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2009. – № 4. – С. 24–32.

Официальный источник: научно-практический журнал ТБО сентябрь 2017


Заказ звонка
Нажимая эту кнопку, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с положением об обработке персональных данных